27 ноября 2024 года в Центре современного искусства AZ/ART на Маройсеке откроется выставка «А в степи: бушует ветер…», посвященная 90-летию со дня рождения художника Владимира Яковлева (1934 — 1998).
В экспозицию войдут 70 работ из собраний Музея AZ, Государственной Третьяковской галереи, коллекций Сергея Александрова, Николая Котрелева, Михаила Алшибая, семьи художника и других. Проект представит главные направления в творчестве Яковлева: абстракции, цветы и портреты, созданные в 50-е — 70-е годы XX века.
Кураторами проекта выступили главный хранитель Музея AZ Наталья Волкова, коллекционер Сергей Александров и заведующий отделом Третьяковской галереи Валерий Силаев.
Несколько работ будут показаны публике впервые, среди них произведения из частных коллекций и три картины из собрания Третьяковской галереи: «Композиция. Дождик, солнце» (1959), «Беспредметная композиция» (1958−1959), а также шедевр 1950-х «Голова» — его покажут впервые после реставрации, которой занимался один из кураторов проекта Валерий Силаев.
Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ и ЦСИ AZ/ART:
«Владимир Яковлев — один из самых важных художников не только нашей коллекции, но и всего московского неофициального искусства второй половины ХХ столетия. Еще при жизни его высоко ценили друзья-художники, некоторые называли гением. В год 90-летия со дня рождения Владимира Яковлева мы открываем на Маросейке музейную выставку его работ, отобранных кураторами по определенному принципу: цветы и лица. Изображения цветов можно назвать «портретами цветов», а на лица людей художник часто накладывает крест — возможно тот, что несет каждый человек на своем жизненном пути. В картинах Владимира Яковлева явственно ощущается печать трагедии, но в то же время они дарят надежду на лучшее».
Название выставки — фрагмент одного из небольших нерифмованных стихотворений Владимира Яковлева: «А в степи: бушует ветер,/Ветер бурю догоняет,/И абстрактные картины/Все развешаны мои…». В этих строчках отразилось особое мироощущение художника и главные мотивы его творчества — на протяжении всей жизни он создавал абстрактные «портреты ветра», «портреты цветов», печальные, лаконичные изображения лиц, в которых зрителю открывается иная, одному создателю видимая реальность. Выставка задумана как светлый поэтический образ, где пространство белокаменных палат XVII века подчеркивает философскую глубину и цельность художественного мира Владимира Яковлева.
Владимир Яковлев появился на художественной сцене в конце 1950-х годов, когда на волне «оттепели» в Москве было показано современное искусство. После прошедших в 1957—1961 годах выставок европейской и американской живописи Яковлев вырабатывает свой уникальный творческий метод, уходя от ташистской абстракции через «портреты ветра» к цветам и лицам. В начале 80-х годов, после потери родителей, состояние здоровья художника ухудшается, но он остается верен искусству. Он пишет чистые, светлые произведения и продолжает работать до конца жизни.
Сегодня работы Яковлева находятся в крупнейших музейных и частных собраниях по всему миру.
Совместно с Фондом Николая Каретникова к выставке запланирована концертная программа, которая сопоставляет внутренний мир, художественный язык, сюжеты и темы работ Владимира Яковлева с камерными произведениями композиторов двух последних столетий. Концерты, придуманные музыковедом и музыкальным куратором Сергеем Терентьевым, ― «Нездешние цветы», «Меж кáмней и терний», «Портрет ветра», «In croce», «Далекий свет» ― исследуют искусство художника в музыкальном измерении и перекликается с трагическими фактами биографии его жизни. В камерных вечерах примут участие ведущие коллективы, специализирующиеся на новой академической музыке: ансамбль солистов «Студия новой музыки», Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), Île Thélème Ensemble, вокальный ансамбль Terminus и солисты камерного оркестра «Околобаха». Также в рамках проекта запланировано проведение экскурсий, тематических встреч и авторских детских программ.