Посвящение искусству нонконформистов. Интермедиальные антифоны

Неочевидные пересечения

20 июня — 1 сентября 2024

Кураторы: Наталия Опалева, Антон Каретников, Сергей Терентьев
Концертная программа: Сергей Терентьев
Тексты: Сергей Терентьев, Антон Каретников, Ольга Богомолова

Проект подготовлен при поддержке Фонда Николая Каретникова.
Проект «Неочевидные пересечения» — это субъективный взгляд на возможные точки сближения, общность творческих методов, художественных средств, образного ряда, языка и сюжетов произведений советских неофициальных художников и композиторов второй половины XX века. Идея проекта — продемонстрировать объемную панораму интермедиальных пересечений внутри Второго авангарда и парадокс очевидных и неочевидных связей каждого сопоставления музыки с работами художников и вовлечь зрителей/слушателей путем рефлексии в со-участие, довоплощение замысла.

При этом музыка не рассматривается как иллюстрация к работам художников, также как объекты, живопись и графика не рассматриваются в качестве визуализации музыкальных произведений. В проекте намечены некоторые отправные точки, которые могут стать ориентирами для дальнейшего погружения в междисциплинарный дискурс советского неофициального искусства.

На время проекта пространство ЦСИ AZ/ART разделяется на две чаcти. В одной представлена основная экспозиция из работ десяти художников, формирующая ряды параллелей и интермедиальных пересечений с творчеством композиторов — шестидесятников и нонконформистов старшего поколения. Во второй части — Музыкальном зале — каждую неделю камерным концертом со специальной программой будет открываться выставка одного из десяти заявленных в основной экспозиции художников. Таким образом, обе части пространства формируют интермедиальные / междисциплинарные антифоны[1].

В течение лета состоится серия из десяти концертов, которые будут сопровождать временные выставки в Музыкальном зале. На них будет представлена расширенная экспозиция работ каждого из десяти художников, демонстрирующая сопоставление с музыкой композиторов, звучащей в саундтреке каждой сменной выставки. В рамках некоторых из десяти сопоставлений экспозиция Музыкального зала будет расширена работами второго автора, наиболее близкого к работам экспонируемого художника.

Цикл концертов расширяет контекст советской неофициальной музыки: помимо произведений композиторов-шестидесятников будет звучать музыка Старого и Нового света разных периодов и направлений ХХ века. Программа формируется с помощью компаративного метода: путем сравнения визуальных и аудиальных опусов советского неофициального искусства выявляются субъективно общее и особенное в развитии их языка и творческих стратегий авторов, а также причины этих сходств и различий на стыке видов искусств.

Художники основной экспозиции
Юрий Злотников, Валентина Кропивницкая, Лев Кропивницкий, Лидия Мастеркова, Евгений Михнов-Войтенко, Лев Кропивницкий, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Олег Целков, Михаил Шварцман.

Основные композиторы проекта
Андрей Волконский, София Губайдулина, Эдисон Денисов, Николай Каретников, Валентин Сильвестров, Сергей Слонимский, Виктор Суслин, Борис Тищенко, Галина Уствольская, Альфред Шнитке.

Расширительный контекст концертных программ
Композиторы Первого авангарда, Новой венской школы, Второй волны западного авангарда, американского авангарда 1950-х, Игорь Стравинский, Дмитрий Шостакович и другие.

Фонд Николая Каретникова занимается изучением и актуализацией наследия Николая Каретникова и других композиторов-нонконформистов, поддержкой и популяризацией новой и новейшей музыки и советского неофициального искусства. Основные направления деятельности: организация концертов и лекций и исследовательская работа. Весной 2023 года Фонд инициировал совместный с Московской филармонией концертно-исследовательский проект Musica Sacra Nova, который изучает творчество нескольких поколений русских композиторов-авангардистов ХХ века с позиций нового религиозного искусства и вводит в культурный обиход редкую и не исполнявшуюся ранее музыку.

[1] Принцип антифо́на — антифо́нное пение (греч. ἀντίφωνος): хоровое (ансамблевое) пение, в котором попеременно звучат два хора (или два вокальных ансамбля), находящиеся с разных сторон.
ГАЛЕРЕЯ