Глаз видящий, всевидящий, невидящий

20.09 — 19.11.2023

В экспериментальном пространстве Музея AZ — AZ/ART — открылся новый проект «Системы мимикрии», состоящий из трех выставок. Вынесенный в название биологический термин служит поэтической метафорой, раскрывающей комплекс поведенческих ритуалов, социальных практик, способов художественного мышления и путей формирования эстетики, возникающих в ответ на турбулентность, опасность и перестройку внешней среды. Куратор проекта — художник, искусствовед Александр Дашевский. Посетители увидят работы Анатолия Зверева, Олега Целкова, Франциско Инфанте, Владимира Яковлева, Сергея Шутова, Ани Мирошниченко, Дениса Патракеева, Тани Рауш, Андрея Рудьева, Владимира Козина, Николая Онищенко и других. Первой в цикле станет выставка «Глаз видящий, всевидящий, невидящий».
Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ и AZ/ART:
«Выставкой “Глаз видящий, всевидящий, невидящий” мы открываем новый сезон 2023-24 на Маросейке, в рамках которого будут показаны работы современных художников в диалоге с их предшественниками — художниками второй половины XX века из коллекции Музея AZ».
Мимикрия становится формальным приемом, кураторским ходом, когда выставочный проект маскируется то под научное исследование, то под тематическую ретроспективную экспозицию, то под игру в ассоциации. Сознательно используя ненадежный метод аналогий, «Система мимикрии» пытается искать рифмы между эпохами, прошедшими со времени формирования советского неофициального искусства. Хотя каждое время уникально и исторические ситуации при всем внешнем сходстве не повторяются, существует множество случаев, когда одна эпоха надевает костюмы другой, поэтому примеры мужества, хитрости и стойкости отечественных художников второй половины XX века могут быть вдохновляющими, ценными, востребованными и сегодня.
Александр Дашевский, куратор проекта:
«”Системы мимикрии” — очень интересная экспозиционная форма: это выставочный полиптих со сложной, неторопливо развивающейся метафорикой, внутренними рифмами, “пасхалками”, сквозными сюжетами и нелинейным повествованием. Его хочется описывать как интеллектуальный сериал, где действие происходит сразу в нескольких временах, каждая серия-выставка разыгрывается в новых декорациях, но при этом зритель ощущает наличие “точки схода”, куда стремятся все повествовательные линии. Как в хорошем кино, по ходу действия меняется и жанр — научпоп оборачивается трагедией, триллер превращается в ситком, артхаус оказывается байопиком с героическими нотками. Опираясь на произведения из обширной коллекции Музея AZ, привлекая современных авторов, мы постараемся выстроить рассказ о жизненных стратегиях художественного сообщества, страхах и уловках современности, которая разглядывает свое отражение во фрагментах прошлого. Первая выставка “Глаз видящий, всевидящий, невидящий” посвящена, с одной стороны, инструментам, которые художники придумывают в помощь зрению, а с другой — механизмам, которые изобретает общество, чтобы смотреть за художниками и вещами, на которые лучше не смотреть».
Над проектом работали:
Генеральный директор Музея AZ и AZ/ART Наталия Опалева
Куратор проекта Александр Дашевский
Архитектор экспозиции Михаил Маслов
ГАЛЕРЕЯ