Русский религиозный философ Николай Бердяев (1874-1948) со страниц своего труда «Смысл творчества» (1916) говорит о том, что любовь «не от “мира сего”, она не здешний цветок, гибнущий в среде этого мира». Образ «нездешних цветов» проявляется и в стихах другого религиозного мыслителя, мистика и поэта Владимира Соловьёва (1853-1900):
Эти звезды мне стезею млечной Насылают верные мечты, И растят в пустыне бесконечной Для меня нездешние цветы. (1892)
По мнению искусствоведа и куратора Татьяны Вендельштейн, нездешние цветы художника Владимира Яковлева «ведут свою “родословную” из разных культурных источников: как от “Цветочков” Франциска Ассизского, так и от известного жанра китайской живописи “Цветов и птиц”». Также она указывает на то, что «цветы Яковлева – создания некоего воображаемого небесного “гербария”». Эта галерея «портретов» цветов выступает в качестве своеобразной оранжереи, уникальные образцы которой «экспонируются» не в ботаническом саду, а на бумаге или картоне, чаще всего при помощи засохшей гуаши. Поэт Геннадий Айги свидетельствовал: «Яковлев говорил, что искусство — это средство преодоления смерти. Он говорил об этом невероятно, фантастично, тонко и необычайно диалектично, парадоксально». «Засохшие» нездешние цветы Владимира Яковлева — это победа над тленностью бытия, попытка запечатлеть своеобразную красоту каждого лепестка в неповторимой форме выражения. Как утверждает Татьяна Вендельштейн, художник «подарил нам <…> прекрасный Эдемский сад своих цветов, цветов знаменитой баллады Анри Волохонского “Город Золотой”, цветов Небесного Иерусалима, о котором, вероятно, Яковлев грезил в скорбных больничных палатах».
В концертной программе представлен «букет» из фортепианных миниатюр, инструментальных дуэтов и вокальной музыки зарубежных и отечественных композиторов конца XIX — первой половины XX века, где тем или иным образом прослеживается «цветочный лейтмотив».
Андре Капле (1878–1925) Песня «En regardant ces belles fleurs» («Глядя на эти красивые цветы») для голоса и фортепиано (1914) Рондель Шарля Орлеанского
Морис Равель (1875–1937) Песня «Manteau de Fleurs» («Плащ цветов») для голоса и фортепиано (1903), M 39 Слова Поля Гравойе
Клод Дебюсси (1862–1918) 1. Мелодия «Сентиментальный пейзаж» для голоса и фортепиано (1883), L 45 Слова Поля Бурже 2. Мелодия «Les roses, lorsque le ciel de saphir» («Розы, когда сапфировое небо…») для голоса и фортепиано (1881), L 13 Слова Теодора деБанвиля 3. Мелодия «Fleur des blés» («Цветок во ржи») для голоса и фортепиано (1880), L 7 Слова Андре Жиро
Антон Аренский (1861–1906) 24 пьесы для фортепиано (1894), соч. 36: 10. Незабудка (e-moll) Транскрипция для скрипки и фортепиано автора
Сергей Рахманинов (1873–1943) 6 стихотворений для голоса и фортепиано, соч. 38 (1916): 3. Маргаритки. Стихи Игоря Северянина Транскрипция для скрипки и фортепиано Фрица Крейслера
Франц Шуберт (1797–1828) Интродукция, тема и вариации для скрипки и фортепиано «Засохшие цветы», opus post. 160, D 802
При участии ФОНДА НИКОЛАЯ КАРЕТНИКОВА Куратор концертных программ – Сергей Терентьев