/ Московский ансамбль современной музыки | МАСМ / Константин Ефимов — флейта / Олег Танцов — кларнет / Михаил Дубов — фортепиано / Иосиф Пуриц — баян / Евгений Субботин — скрипка / Ася Соршнева — скрипка / Ольга Демина — виолончель / Художественный руководитель — Виктория Коршунова
B-A-C-H – последовательность звуков, которой в своих сочинениях пользовался сам великий Иоганн Себастьян Бах. Мотив-монограмма является примером мотива креста (imaginatio cruces), который использовался в барочной музыкальной риторике. Подобный мотив креста присутствует и во многих работах художника Владимира Яковлева. Пересечение вертикали и горизонтали имеет особое значение и для творчества Софии Губайдулиной. Композитор так высказывается на эту тему: «Художественное произведение всегда представляется мне в виде распятия, потому что для его создания нужно распять вертикаль многомерного Божественного смысла горизонталью времени». Общность художественных стратегий представителей разных видов искусства в данном ключе становится очевидной.
Включение Струнного квартета Антона Веберна в концертную программу не случайно: «По свидетельству [художника Михаила, прим. автора] Гробмана, Яковлев создавал свои абстрактные вещи под воздействием музыки “нововенской школы” (прежде всего, Арнольда Шёнберга и Антона Веберна), с которой его познакомил один из первых коллекционеров его работ – музыкант Андрей Волконский». Искусствовед Константин Дудаков-Кашуро напоминает об одном любопытном факте: «С 1959 г. у Волконского в квартире была постоянная выставка произведений Яковлева».
Следует особо заострить внимание на том, что оригинальные сочинения И. С. Баха намеренно не вводятся в настоящую концертную программу, они как бы находятся за кадром. Общеизвестно, что наследие титана немецкого барокко взрастило не одно поколение композиторов, подпитывавшихся идеями и находками И.С. Баха. Но более наглядным, на наш взгляд, является обращение исключительно к музыке XX века, вдохнувшей новую жизнь в старые формы (использование мотива-монограммы B-A-C-H из сферы барочной музыкальной риторики – всего лишь одно из частных проявлений, снискавших особую популярность).
ПРОГРАММА
Арво Пярт (р.1935) Коллаж на тему B-A-C-H для камерного оркестра (1964) Транскрипция для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки ивиолончели Олега Танцова 1. Токката 2. Сарабанда 3. Ричеркар
Оливье Мессиан (1908–1992) «Cinq Regards sur l’Enfant-Jesus» («Двадцать взглядов на младенца Иисуса») для фортепиано (1944): 7. Regard de la Croix («Взгляд Креста»)
Альфред Шнитке (1934-1998) «Прелюдия памяти Шостаковича» для двух скрипок (1975)
Эдисон Денисов (1929-1996) DSCH для кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели (1969)
Артюр Онеггер (1892–1955) Ариозо и фугетта на тему B-A-C-H для фортепиано (1932) Транскрипция для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки ивиолончели Олега Танцова
София Губайдулина (р. 1931) «In croce» («В кресте»; «На кресте»; «Крест-накрест») для виолончели и баяна (1979–1991)
Франсис Пуленк (1899-1963) «Вальс – Импровизация на имя BACH» для фортепиано (1932) Транскрипция для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки ивиолончели Олега Танцова
При участии ФОНДА НИКОЛАЯ КАРЕТНИКОВА Куратор концертных программ – Сергей Терентьев