Прогулка мечтателя
К 120-летию Федора Семенова-Амурского

21.12.2022 — 26.02.2023

Выставкой «Прогулки мечтателя» открывается новое арт-пространство Музея AZ, посвященное современному искусству. Но, как говорил Анатолий Зверев, художник не должен быть современным — он должен быть своевременным. В этом и есть разгадка «современности» — нынешнее время присваивает себе то, что хочет считать и считает своевременным, от наскальной живописи доисторических эпох до медиаинсталляций ХХI века.
Я люблю гулять в садах
моего воображения.
Федор Семенов-Амурский формально мог бы принадлежать к направлению нонконформизма, так как наиболее активный период его работы приходится на 1960–1970-е годы. Но, по сути, он был совершенно самостоятельной фигурой — пройдя школу академической живописи, а затем авангарда, он не примкнул ни к эстетике новейших течений, ни к позднее сформировавшемуся соцреализму. Его главным увлечением был европейский модернизм — Матисс, Сезанн, Боннар.
«Язык живописи Семенова-Амурского — язык культуры символизма, причем символизм подразумевается здесь не как эстетическая программа, не как идея, а как путь проживания реальности, как намерение человека пройти сквозь застланную видимостями условность к открытости реального, и эту открытость, призванную на поверхность, оставить на листе» (Александр Балашов).

Утраченная счастливая реальность, о которой повествует Семенов-Амурский, происходит у художника на самом деле, но видит ее только он, а мы разделяем с ним это ощущение счастья.
Художник Игорь Шелковский организовал две парижские выставки Семенова-Амурского во Франции в 1988 и 1993 годах и оформил картины в рамы, которые создал как скульптурные объекты, используя те же приемы, что и для собственных произведений.
О ХУДОЖНИКЕ
Федор Семенов-Амурский
1902—1980

Один из самых ярких и незаурядных русских художников ХХ столетия.
Учился во ВХУТЕМАСе и мог бы стать нонконформистом, но его главным образцом был европейский модернизм: Пьер Боннар, Анри Матисс, Поль Сезанн. Он интересовался и культурой Византии, и примитивным искусством. Несмотря на то, что целью его исканий была всего гармония, в 1946 году его обвинили в формализме и исключили из Союза художников. С тех пор он зарабатывал на жизнь, ретушируя фотографии для Большой советской энциклопедии. Писал он маслом на загрунтованной бумаге: холст был слишком дорог.
При жизни Фёдора Семёнова-Амурского было организовано всего две персональные выставки — в 1967-м году в московском Институте физических проблем АН СССР и в 1976-м в Центральном Доме работников искусств.
1902
Фёдор Васильевич Семёнов-Амурский родился 23 марта в Благовещенске-на-Амуре

1920-1925
Обучается в Благовещенском художественно-промышленном училище

1923
Начинает профессиональную деятельность, работая художником-иллюстратором в областных периодических изданиях

1925
По комсомольской путевке направлен в Москву для получения профессионального образования в Высших государственных художественно-технических мастерских, где его преподавателями становятся В. А. Фаворский, п. В. Митурич, н. н. Купреянов, и. И. Нивинский, П. И. Львов
1930
Заканчивает обучение во Вхутемасе-Вхутеине

1933
Становится членом секции графики Московской организации Союза художников

1946
Обвинен в формализме.
С этого времени постоянно много работает, создавая до тысячи произведений в год, не выставляя и не продавая их.
Зарабатывает на жизнь ретушированием фотографий для Большой Советской энциклопедии.
Принимает участие в квартирных выставках


1967
В Институте физических проблем АН СССР в Москве состоялась первая персональная выставка Ф. В. Семёнова-Амурского

1972-1976
Участвует в однодневных выставках в мастерской Игоря Шелковского вместе с Григорием Громовым, Павлом Ионовым, Ростиславом Лебедевым, Александром Максимовым, Борисом Орловым, Дмитрием Приговым, Иваном Смирновым и Игорем Шелковским

1976
Вторая и последняя официальная прижизненная выставка произведений художника в Центральном Доме работников искусств в Москве
1980
21 июля Фёдор Васильевич Семёнов-Амурский ушел из жизни.
Работы художника сохранила его вдова Елизавета Измаиловна Елисеева

1984
Выставка живописи и графики Ф. В. Семёнова-Амурского проведена Московской организацией Союза художников РСФСР

1988
Выставка Types («Типажи») прошла в Париже, в галерее Charley Chevalier

2002
Выставка «Пейзажи» прошла в Москве, в галерее «Ковчег»

2017
Выставка «Федор Семенов-Амурский. В садах моего воображения», МАММ

ФИЛЬМ
Игорь Шелковский рассказывает о художнике Семенове-Амурском, их знакомстве, выставке в Эланкуре, появлении необычных рам и многом другом.
ФИЛЬМ
Игорь Шелковский рассказывает о художнике Семенове-Амурском, их знакомстве, выставке в Эланкуре, появлении необычных рам и многом другом.
ГАЛЕРЕЯ